Оформление лицензии на скважину в Ленинградской области

Изменения в процедуре лицензирования водозаборных скважин в связи с изменениями в законе «О недрах» от 01.01.2015 г.

Приказ № 32 Комитета по природным ресурсам Ленинградской области

Оформление лицензии на воду по новым правилам

В связи с изменениями в законе «О недрах», которые вступили в силу с 01 января 2015 года, в течение полугода на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области отсутствовала возможность подать заявку на оформление лицензии на водозаборную скважину. Это было связано с передачей функций распорядителя недр со стороны Федерального агентства по недропользованию в адрес субъектов РФ. Всё это время субъекты РФ не могли назначить исполнительный орган, который осуществлял бы выдачу лицензий на скважины, а также не могли разработать и принять Административный регламент по оформлению лицензий на пользование недрами с целью добычи подземных вод. Поэтому, в течение указанного периода времени, владельцы водозаборных скважин попросту не могли оформить лицензию и легализовать свои водозаборные участки.

В середине 2015 года в Комитете по природным ресурсам Ленинградской области был разработан документ, позволяющий осуществлять выдачу лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод. Этим документом является Приказ № 32 от 26 июня 2015 г. «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки запасов подземных вод и их добычи».

По состоянию на середину 2016 года ситуация с выдачей лицензий на пользование недрами для целей хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения на территории Ленинградской области вошла в рабочее русло и теперь можно говорить не только об особенностях нового документа, введенного в действие Приказом № 32 от 26.06.2015 г., но и о сформировавшейся правоприменительной практике.

Основным камнем преткновения, связанным с изменением законодательства о лицензировании водозаборных скважин в начале 2015 года стал вопрос о необходимости проведения работ по оценке запасов подземных вод для участков недр с объёмом добычи менее 100 кубометров в сутки.

Дело в том, что в редакции статьи 29 закона «О недрах» от 01.01.2015 г. было указано, что запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

В связи с чем, у многих собственников водозаборных скважин возник вопрос: нужно ли теперь проводить работы по геологическому изучению недр, если объём добычи подземных вод из скважины составляет менее 100 м³/сут?

На сегодняшний день, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обозначил чёткую позицию по данному вопросу: оценку запасов подземных вод проводить надо, независимо от объёма добычи подземных вод на водозаборном участке.

В процессе принятия данного решения специалисты Комитета по природным ресурсам могли руководствоваться следующими представлениями:

1. Новая редакция статьи 29 закона «О недрах» отменяет требование об обязательном проведении Государственной экспертизы оценки запасов подземных вод, но не отменяет требования о необходимости геологического изучения участка недр. То есть, теперь отчёты с результатами работ по оценке запасов подземных вод будут передаваться не в ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», а должны быть представлены непосредственно распорядителю недр - в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. После проверки отчёта о геологическом изучении участка недр, распорядитель недр самостоятельно, без участия представителей Госэкспертизы, может дать положительное заключение, которое будет являться основанием для выдачи лицензии на добычу подземных вод.

2. Статья 29 отменяет требование о проведении Государственной экспертизы только для участков недр, используемых для водоснабжения объектов промышленности или сельскохозяйственных объектов. В свою очередь, значительная часть скважин с объёмом добычи подземных вод менее 100 кубометров в сутки используется не только для водоснабжения заводов или ферм, а для хозяйственно-питьевого водоснабжения муниципальных объектов и мест постоянного или временного проживания людей, таких как коттеджные посёлки, садоводческие товарищества, детские оздоровительные лагеря и базы отдыха.

Требование об обязательном проведении работ по геологическому изучению участка недр представляется вполне разумным, так как при отсутствии отчёта с оценкой запасов подземных вод представителям распорядителя недр не хватает исходной информации для оформления лицензии в соответствие с теми условиями, которые установлены в самом законе «О недрах».

Выдача лицензий на добычу подземных вод подразумевает регулирование вопросов взаимодействия соседних водозаборных сооружений, вскрывающих один и тот же водоносный горизонт или смежные водоносные горизонты, вопросов распределения лимитов на добычу воды между соседними недропользователями, среди которых могут оказаться и те, кому лицензии были выданы ранее и интересы которых не должны пострадать при появлении нового потребителя, вопросов качественного состава подземных вод, его соответствия действующим нормам санитарно-эпидемиологического законодательства и необходимости обеспечения сохранения качественного состава подземных вод в процессе эксплуатации водозаборного сооружения, без ущерба для геологической среды.

Все эти проблемы могут быть решены только путем сбора и обобщения специальных данных о геологическом и гидрогеологическом строении участка недр, данных режимных наблюдений за работой водозаборных скважин заявителя, а также скважин, расположенных на ближайших соседних водозаборах, подробных сведений об особенностях формирования качественного состава подземных вод и возможном изменении качественного состава при эксплуатации подземного водозабора. То есть, решение указанных вопросов может быть осуществлено только в результате геологического изучения участка недр.

Это означает, что порядок ведения работ при оформлении лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод на территории Ленинградской области не претерпел существенных изменений в процессе передачи функций распорядителя недр от Департамента по недропользованию по СЗФО в адрес Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в течение 2015-2016 гг.

Соответственно, если организация имеет на своей территории водозаборную скважину, доставшуюся ей с советских времен и эксплуатируемую в течение длительного периода времени, либо наоборот, пробуренную и введенную в эксплуатацию в последние годы, для легализации добычи и использования подземных вод необходимо выполнить следующие действия:

1. Необходимо получить лицензию на пользование недрами с целью геологического изучения участка недр и оценки запасов подземных вод;

2. Провести регистрацию работ по геологическому изучению участка недр в государственном реестре работ по геологическому изучению недр;

3. Разработать проект геологического изучения участка недр с последующей подачей проекта на экспертизу;

4. Разработать проект организации зоны санитарной охраны подземного водозабора с последующей экспертизой и согласованием в надзорных органах;

5. Провести работы по оценке запасов подземных вод с последующей подачей материалов подсчета запасов подземных вод на экспертизу в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области;

6. Передать материалы подсчета запасов подземных вод в Росгеолфонд и территориальный фонд геологической информации;

7. Получить лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод.

Необходимо отметить, что оформление первой лицензии не дает недропользователю право добывать и использовать подземные воды. Первая поисковая лицензия имеет индекс ВП на конце номера и позволяет владельцу скважины только проводить работы по геологическому изучению участка недр и обоснованию возможности организации водоснабжения на базе подземных вод.

Окончательное право добывать и использовать подземные воды в соответствие с целевым назначением владелец скважины получает только после оформления второй лицензии. Лицензия, дающая право добывать и использовать подземные воды имеет индекс ВЭ на конце номера и может быть выдана только по результатам работ по оценке запасов подземных вод.

Отдельные владельцы водозаборных скважин могут сказать, что государственная функция по выдаче лицензий на добычу подземных вод в очередной раз подверглась преднамеренному затягиванию. На это можно возразить, что вплоть до 2013 года в большинстве субъектов РФ существовала практика выдачи совмещенных лицензий на пользование недрами, допускавших одновременную добычу пресных подземных вод и параллельное ведение специальных работ по геологическому изучению участка недр. Однако, выдача подобного рода лицензий была прекращена в связи с массовым неисполнением недропользователями условий лицензионных соглашений в части проведения работ по оценке запасов подземных вод. Поэтому, в настоящий момент, распорядители недр требуют сначала выполнить условия пользования недрами к поисковой лицензии, включающие оценку запасов подземных вод, и только после этого готовы выдать окончательную лицензию, позволяющую добывать и использовать подземные воды в соответствие с целевым назначением.

 

Оформить лицензию на скважину в Ленинградской области

 

Наверх