ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДОЗАБОРА (ЗСО)

Нужен ли проект ЗСО при оформлении лицензии на водозаборуню скважину?

Расчет трех поясов зоны санитарной охраны скважины.

Разработка проекта организации зоны санитарной охраны подземного водозабора (проекта ЗСО) является важным условием легализации водозаборных скважин и приведения добычи подземных вод в соответствие требованиям действующего законодательства.

Последние изменения в законе «О недрах» (N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г.), вступившие в действие с 01 января 2015 г., указывают, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (санитарного заключения на проект ЗСО) является одним из ключевых требований при получении лицензии на пользование участком недр местного значения, содержащего подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В частности, данные требования содержаться в Приказе № 32 от 26 июня 2015 г. «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки запасов подземных вод и их добычи» Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.

Какими документами регулируется вопрос организации зон санитарной охраны вокруг скважины питьевого водоснабжения?

Зоны санитарной охраны вокруг водозаборных скважин устанавливаются в соответствие с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения».

Указанный документ регламентирует не только порядок организации зоны санитарной охраны и перечень мероприятий, которые должны проводиться в пределах каждого пояса зоны санитарной охраны, но и устанавливает круг лиц, ответственных за соблюдение установленных норм.

Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02, санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п. 1.16 СанПиН 2.1.4.1110-02, государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

Согласно п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Последний пункт означает, что отсутствие проекта зоны санитарной охраны не является поводом для несоблюдения санитарно-эпидемиологических норм в границах трех поясов зоны санитарной охраны, причем, как для собственников водозаборного сооружения, так и для лиц, земельные участки которых расположены в пределах указанных трех поясов ЗСО. Т.е. соблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности население является обязательным условием, как для собственника водозаборных скважин, так и для собственников земельных участков, располагающихся в непосредственной близости от водозаборного сооружения.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта ЗСО для водозаборных скважин?

Согласно п. 2 статьи 8.42 КОАП, использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО о соответствии водного объекта правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта может повлечь за собой штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. Несоблюдение режима, установленного для первого, второго и третьего пояса санитарной охраны подземного водозабора собственником водозаборной скважины или иными лицами, земельные участки которых располагаются в непосредственной близости от водозабора, может повлечь за собой аналогичные штрафные санкции.

В чем смысл разработки проекта ЗСО и установления трех поясов зоны санитарной охраны водозаборных скважин?

Необходимо понимать, что любые действующие санитарно-эпидемиологические нормы разработаны не на пустом месте и содержат в себе определенный смысл. Так, основная идея расчета и установления трех поясов зоны санитарной охраны питьевого водозабора заключается в следующем.

Первый пояс санитарной охраны исключает несанкционированный подход к источнику питьевого водоснабжения и, во многом, определяет соответствие такого источника нормам ГО и ЧС. В пределах первого (строгого) пояса санитарной охраны, в непосредственной близости от водозаборной скважины, необходимо полностью исключить возможность случайного проникновения (или целенаправленного заражения) любых потенциальных источников загрязнения в целевой водоносный горизонт. Поэтому, первый пояс зоны санитарной охраны должен быть огорожен забором и обеспечен круглосуточной охраной. Кроме того, в пределах первого пояса зоны санитарной охраны территория должна быть спланирована с целью отвода поверхностных вод и атмосферных осадков, все подъездные пути и пешеходные дорожки должны обладать твёрдым покрытием.

Второй пояс зоны санитарной охраны устанавливается с целью исключения подтягивания микробного загрязнения к фильтрам водозаборных скважин. Расчет размеров второго пояса санитарной охраны выполняется из условий времени фильтрации подземных вод к скважинам, достаточного для гибели и нейтрализации всех вредоносных микроорганизмов за счет низкой температуры подземных вод.

Для разных климатических поясов в пределах нашей страны санитарно-эпидемиологическими нормами установлено разное время, достаточное для нейтрализации микробного загрязнения. Так, для южных районов, где подземные воды имеют более высокую температуру и, как следствие, относительно благоприятные условия для развития вредоносных микроорганизмов, минимально допустимое время фильтрации подземных вод в водоносном горизонте, в направлении от потенциального источника загрязнения до фильтров водозаборных скважин, составляет 400 суток. В северных районах, где подземные воды имеют низкую температуру и, соответственно, неблагоприятные условия для развития болезнетворных микроорганизмов, расчетное время фильтрации подземных вод от потенциальных источников микробного загрязнения до водозаборных скважин составляет от 100 до 200 суток.

Зная минимально допустимое время фильтрации подземных вод, опытный специалист-гидрогеолог на основании данных о фильтрационных параметрах водоносного горизонта, может оценить скорость фильтрации подземных вод и, затем, вычислить минимальное расстояние, в пределах которого необходимо полностью исключить присутствие потенциальных источников микробного загрязнения подземных вод, как то: кладбища, скотомогильники, земли сельхоз. назначения и др.

Третий пояс санитарной охраны устанавливается с целью исключения химического загрязнения подземных вод питьевого источника водоснабжения. Размеры третьего пояса зоны санитарной охраны, обычно, соответствуют зоне захвата естественного потока подземных вод одиночной скважиной или групповым водозабором и определяются на основании специальных гидродинамических расчётов.

В пределах третьего пояса зоны санитарной охраны исключается наличие промышленных объектов, способных оказать негативное воздействие на качественный состав подземных вод целевого водоносного горизонта, используемого для нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Основной смысл определения границы третьего пояса санитарной охраны заключается в том, чтобы рассчитать размеры зоны влияния подземного водозабора, в пределах которой не будет происходить подтягивание химического загрязнения на протяжении всего периода эксплуатации водозаборного сооружения. Расчетный период эксплуатации водозаборных скважин, обычно, принимается на уровне 10000 суток или 25 лет.

Кто может проводить расчет зон санитарной охраны?

Расчет и определение границ первого, второго и третьего пояса зоны санитарной охраны подземного водозабора, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, выполняется квалифицированными специалистами-гидрогеологами на основании данных о геолого-гидрогеологическом строении участка недр, состоянии и режиме эксплуатации водозаборных скважин, а также данных опытно-фильтрационных работ, выполненных на водозаборном участке.

Прогнозный расчет работы водозаборного сооружения может выполняться как на основании аналитических зависимостей, опубликованных в специальной литературе в 70-ых годах прошлого века, так и на основании современных методов численного моделирования геофильтрационных процессов, в том числе, с учетом сорбционных свойств водовмещающих пород, что позволяет сократить размеры зон санитарной охраны питьевого водозабора.

 

Заказать разработку проекта ЗСО в Ленинградской области

 

Наверх